обзоры исламских СМИ

Мусульманская община во Франции

Исламская община во Франции является одной из самых больших в Европе. В этой стране проживает примерно 5-6 миллионов мусульман, что составляет 8 процентов от общего числа жителей в этой стране.

Мусульманская община во Франции. Ислам, культура и общество

( Инфо-Ислам , 22.07.2014 )

Кстати, не правильно будет начинать историю ислама на территории Франции со времен миграции мусульман в эту страну в 20 веке. Первые мусульмане пришли на территорию современной Франции, на юг этой страны, которая граничила с Испанией, еще в 8 веке.

Хотя современные мусульмане не являются потомками тех арабов, тем не менее, у них есть основания считать, что территория Франции (как и Испании) не является для них чужой территорией.

Первая волна современной миграции относится к началу 20 века. После Первой мировой войны Франция потеряла большое количество населения и мигранты из Северной Африки должны были восполнить недостаточное количество рабочих рук. Интересно, что первое время французские власти помогали мусульманам в реализации их религиозных прав. Первые мечети были и вовсе открыты по инициативе французских предпринимателей. А в 1917 г. правительство этой страны приняло постановление, запрещавшее продажу спиртных напитков "колониальным рабочим".

А в 1926 году и вовсе произошло эпохальное событие. В Париже состоялось открытие Большой мечети, построенной по инициативе и на средства французского правительства в качестве жеста благодарности Франции солдатам-мусульманам, отдавшим за нее жизнь в годы Первой мировой войны.

Большинство современных мусульман этой страны, как и в других странах Европы, стремятся соблюдать свою религию. И как во всех остальных западных странах именно третье поколение мусульман в этой стране проявляет особенно повышенный интерес к своей религии.

Особенность Франции заключается не только в том, что там проживает самая большая в Европе мусульманская община, но также и в том, что Франция отличается особенной политикой в отношении религии, которая предполагает не просто разделение государства и религии, но и борьбу с любыми религиозными проявлениями в обществе. Это политика называется лаицизмом. Лаицизм довольно сильно отличает религиозную политику Франции от остальной Европы. Особенно этот контраст чувствуется в сравнении северной и (бывшей) протестантской Европой (Скандинавские страны, Нидерланды, Великобритания, частично Германия), где эта политика отличается большой либеральностью и терпимость. Также ничего общего лаицизм не имеет с современной Россией, где государство активно поддерживает традиционные конфессии.

На самом деле, в западных странах существует две модели светскости: «мягкая» светскость англо-саксонских государств и «жесткая» светскость, или просто лаицизм, франкоговорящих (Франция, французская часть Бельгии, Канады и Швейцарии). Остановлюсь вкратце на самом явлении лаицизма.

Лаицизм предполагает полное освобождение общества от влияния религии, это касается абсолютно всех сфер общества. Особенность лаицизма заключается в том, что оно выступает против любого проявления религиозности человека в общественном пространстве. Например, именно Франция прославилась активной борьбой с ношением хиджаба в школе и паранджи на улице.

Совершенно неверно утверждать, что лаицизм это и есть светская секулярность. Потому что в большинстве западных светских секулярных странах Северной Европе, США и Великобритании, не только не запрещают ношения религиозных символов, а наоборот даже часто приветствуют. Также и Россия, являясь светским секулярным обществом, не стремится также дискриминировать религиозных людей как во Франции, наоборот последние годы идет активная поддержка традиционных религиозных институтов и традиционных религиозных систем ценности.

На самом деле, лаицизм можно назвать радикальной светской идеологией. Более того, даже некоторые лидеры западного мира, например, бывший премьер-министр Великобритании выразил обеспокоенность в связи с ростом «агрессивного лаицизма» и его влиянием на британское общество.
Традиционно британская система ценностей относится очень терпимо к проявлению религиозности, однако французское влияние через пролив Ла-Манш оказывает свое негативное влияние и на некоторых британцев.

Люди не просвещённые в этих вопросах, в том числе и в нашей стране, которые берутся рассуждать о роли религии в обществе, часто любят ставить в пример именно Францию как образец отношения между религией и государством. Однако вряд ли эту страну можно считать примером для подражания. Так называемая французская модель светскости является достаточно проблематичной, ее даже можно назвать отсталой для реалий 21 века.

Лаицизм это очень узкое и жесткое понимание светскости, она преследует цель систематичного «выдворения» религии из общественной сферы государства и предполагает, что религиозные убеждения граждан являются исключительно их частным делом, их место — только в частной сфере, а никак не в общественной. На практике это выражает в систематическом гонении и репрессии в отношении религии.

Однако невозможно заставить человека отказаться от своей самой большой потребности – вере, вере во Всевышнего и следовании его заветам. Фактически история лаицизма, это борьба с этой потребностью. Например, самый известный пример применения лаицизма за пределами франкоязычных стран, является Турция времен Ататюрка, когда была массированная дискриминация ислама, когда сажали и убивали мусульман, когда азан переводили с арабского на турецкий язык, и именно тогда начали запрещать ношение платков в школе и учебных заведениях, заставляя мусульманок оголятся, либо выкидывая из системы образования. Несмотря на такие гонения в отношении большинство Турции, мусульмане этой страны смогли сбросить с себя правление агрессивных лаицистов.

Аналогичный процесс мы наблюдаем и в современной Франции. Агрессивная анти-религиозная политика на фоне разрешения на гей-браки, только сплотила ряды мусульман. Попытка давить на мусульманские общины привело даже к тому, что часть из них стала радикализироваться. На радикальный лаицизм, вполне ожидаемо, произошел соответствуй ответ в виде радикализации части мусульман. Таким образом, лаицизм во Франции только плодит проблемы в религиозной сфере.

Первые зримые проблемы стали проявляться еще в 1980-е годы. Тогда французское государство попыталось запретить мусульманкам приходить в головном платке в школу. В 1989 году несколько мусульманских девочек отказались снять платок ради требований школы, и борьба за хиджаб с того времени стала одной из важных тем не только для мусульман, но и для всей страны. Активная компания против хиджаба продолжилась и в 2000-е годы, когда в 2003 году была создана правительственная комиссия по вопросам взаимодействия религии и государства, которая активно боролась с ношением мусульманского платка.

В 2009 году президент Франции Николя Саркози выступил против ношения в общественных местах мусульманских платков. По мнению президента Франции, ношение хиджаба это не религиозный вопрос, это проблема касается прав женщин и их достоинств.

Объявляя войну «платкам» Саркози, конечно же, боролся не за права женщин и их достоинство. Это культурная война – война за самосознание. Насколько абсурден сам смысл заявления бывшего президента Франции! Как можно бороться за права женщин заставляя против их воли снимать платок? Действительно, абсурд!

Такая политика имеет на самом деле обратный эффект. Сегодня французские мусульмане даже могут влиять на результаты выборов, потому что более четко научились понимать, кто планирует их дискриминировать, а при ком им жить будет лучше. Именно поэтому на последних выборах они дружно проголосовали против Николя Саркози и он потерял свой пост. Мусульманская община Франции показала свое единство.

В чем причина такой агрессивной анти-религиозной политики Франции? Особенность французского общества и государственной политики заключается в том, что они всегда стремились ассимилировать народы, с которыми контактируют. Например, колонизовав Северную Африку, они активно распространяли там французский язык и французскую культуру. Поскольку они ставят свою культуру выше культур колонизированных народов, а соответственно ставят свою культуру выше мусульманской культуры, то они считают своей миссионерской целью обратить всех в свою франкоговорящую лаицизскую «веру».

Такая политика касается не только мусульманских колоний. Например, у большинства населения бывших колоний Франции имена и фамилии французские (за исключением разве что мусульманские регионы). Такая политика по культурному сближению центра и ее колоний и стала причиной того, что именно Франция первой столкнулась с волной мигрантов из бывших колоний. Ведь благодаря знанию французского языка жителям колониальных стран было проще освоиться на французской земле.

И сегодня Франция постепенно меняет свой внешний вид за счет увеличивающегося числа мусульман. Среди мусульман также немало и новобратившихся, либо бывших католиков, либо бывших светских. Сегодня по данным министерства внутренних дел Франции в этой стране проживает примерно 100 тысяч этнических французов принявших ислам. Скорее всего это заниженные цифры. Мусульманские организации считают, что в этой стране уже больше 200 тысяч французов приняли ислам. А, к примеру, в конце 1980-х годов их было около 50 тысяч. И если раньше ислам принимали в основном по семейным обстоятельствам (во время вступления в брак), то теперь происходит качественное изменение этого процесса. По всей видимости, французские арабы-мусульмане, которые были в течение многих десятилетий под давлением французской ассимиляционной модели, все-таки частично переняли французские традиции. Они переняли французскую модель взаимоотношения с другими народами и стали также как и французы, которые пытались ассимилировать арабов, стремится ассимилировать уже самих французов. Особенно активно это происходит в не очень благополучных районах французских городов, где они составляют большинство и доносят ценность мусульманской культуры до остальных французов.

Основными группами мусульманского населения является арабы из разных стран, а также многочисленна турецкая диаспора. Наиболее многочисленной из арабских диаспор составляют выходцы из Алжира (700-800 тыс.), примерно столько же мигрантов их Марокко (600 тыс.), большая также тунисская диаспора (300-400 тыс.). Турков во Франции проживают около 350 тыс. Также много мусульман из Сенегала, Мали, Нигера, Пакистана и Ирана.

Во Франции сегодня по разным данным от 1000 до 1500 мечетей, из них пять имеют соборный статус, они располагаются в Париже, Лионе и Марселе. В стране действует свыше 2000 исламских ассоциаций и культурных центров, также много представительств различных мусульманских организаций и партий со всего мира. Развивается халяльная индустрия.

Наверное, обратной стороной французской ассимиляционной политики может стать то, что во Франции мусульмане, которые не дали себя ассимилировать, будут стараться аналогичным образом привлечь в свою культуру и веру коренных французов.

Илдар Баязитов

Посмотрите другие публикации Инфо-Ислам

Поделиться:
Оценить:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новое
Мэр Лондона мусульманин Садик Хан распорядился выделить из городского бюджета 2 ...

Без Ирана нет перспектив урегулирования ситуации в Афганистане, заявил спецпредс...

Текущий кризис беженцев, в результате которого 65 миллионов человек по всему мир...

Президент Татарстана Рустам Минниханов объявил о вознаграждении в размере 5 млн ...

Премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев утвержден в должности временно испол...




Эксклюзив
Казань вошла в десятку самых самобытных городов России в рейтинге, составленном ...

Российский исламский университет объявляет набор слушателей на курсы турецкого я...

Справочное карманное пособие готовят для мигрантов-мусульман участники мусульман...


© 2012-2017 Islyam.Ru — обзоры исламских СМИ
Дизайн сайта — Студия Ариф